Вращаясь в ролевом коммьюнити, каждые пару месяцев, как по часам, у меня происходит примерно такой диалог со знакомым.
Он: У меня есть почти готовая игра.
Я: О, круто! Будешь издавать?
Он: Нет.
Я: ???
Он: Рынок маленький, не зайдёт.
Вместо игры может быть сеттинг под ДА, желание официально издать перевод чужой игры или что-то ещё. Вместо маленького рынка — маленькая аудитория.
Сермяжная правда гласит, что первый шаг по выходу из жопы — осознать, что ты в ней находишься.
Текущая ситуация такова: рынок и правда крошечный, аудитория и правда куцая.
Это факт, и хорошо, что многие это видят. Но, будучи в жопе, прекрасно осознавая, что это жопа, а не райские кущи, большинство людей оглядываются, не видят ничего приятного (или вообще ничего), жопа кажется бесконечной, и… собственно, всё. Остаются на месте.
Моим выходом из жопы стало «Королевство Ничто». Эта игра меня так увлекла и взволновала, что я забыла, где нахожусь, и как далеко до выхода. Связалась с издателем, подписала, перевела, издала. Бум-бум-бум. Быстро вылезла из жопы. Бум. Перспектива изменилась.
Оказалось, что вне жопы есть куча своих (на самом деле — тех же самых) проблем. Аудитория не просто маленькая, а ещё в массе не приученная платить, консервативная и капризная. Что все хотят и дёшево, и в твёрдой обложке. Что издавать книги не на 100, а на 400 страниц — это не в 4, а в 10 раз сложнее. Что придётся рисковать своими деньгами. Придётся выбирать, задержать книгу, или получить по шапке на работе. И много чего ещё.
Зато я сделала много важных выводов:
- Жопа не бесконечна, даже если кажется таковой.
- Она не перманентна. Можно вылезти, потом снова провалиться, потом снова вылезти.
- Вылезти из жопы разговорами нельзя. И бултыханием в ней — тоже. Только деятельностью, направленной вовне. Писать в стол — это 90% бултыхание. Рассуждать с умным видом — 100%.
- Быть вне жопы в сто раз сложнее, чем в ней (потому что в жопе не надо ничего решать, а вне — надо), но и в сто раз интересней.
- Проще всего вылезти из жопы — забыть, что ты в ней, сильно увлёкшись чем-то, и как можно быстрее это реализовав. КАК МОЖНО БЫСТРЕЕ. Пока вы не спохватились, что не получится/рынок маленький/аудитория плохая.
- Если, однажды выбравшись на свет, постоянно проваливаешься обратно (я после выхода FAE провалилась на год), и выбираться с каждым разом сложнее (я думала, что не выберусь, почти сдалась), надо менять стратегию, пробовать новое, потому что старое уже не работает.
Я стараюсь вести деятельность в Indigo, руководствуясь этими выводами.
Поэтому я стала использовать модель «плати-сколько-хочешь» и буду пользоваться ей дальше. Да, аудитория пока реагирует на неё слабо. Платит неохотно, когда можно просто скачать. Как сказал один знакомый в недавнем обсуждении этой темы: «Все ж не для наших пейвотювонт и прочие ништяки.» И он прав. Но для меня думать так — путь в жопу.
Вообще думать о своей аудитории плохо, не любить её и зажимать ништяки, ибо «не заслужили» — вернейший путь в жопу. Я еще буду об этом писать.
Я буду выкладывать бесплатно то, что бесплатно в оригинале. Буду воспринимать пиратов как потенциальных покупателей, или просто как фон. Мне от них ни горячо, ни холодно. Преследовать пиратов — путь… ну, вы поняли.
Аудитория будет расти, будет меняться, надо дать ей время. Помните, я сказала, что вне жопы интересней? Неразвитый, молодой рынок — это очень интересно. Можно быть первым почти во всём. Можно экспериментировать без серьёзных последствий, можно быстро вылезти в лидеры. Можно собрать вокруг себя коммьюнити early adopter-ов, и если заслужишь их уважение и не пролюбить его — они останутся с тобой на годы.
Неразвитый, молодой рынок — это шанс, и удача улыбнётся тем, кто его использует. Остальным же она скорчит рожу и пнёт обратно в жопу. А то что за фигня. Она им шанс, а они как дурачки.
Это четвёртый пост из серии «Хочешь ИНРИНРЯть — ИНРИНРЯй» о реалиях издания ролевых игр в России.
Первый был про то, как открыть и вести собственный ИП.
Второй — про Ролекон 2013 и удачах/неудачах в реализации первых книг.
Третий — про пиратство.
vk: http://vk.com/indigogames
twitter: https://twitter.com/Indigo_Games